Музей Марка Шагала в Витебске

Музей Марка Шагала в Витебске

Авіяцыя ў Беларусі

Две трети жизни Марка Шагала прошли вдали от родных мест. Когда ему довелось в семидесятых годах попасть в СССР, в родной Витебск он не поехал. Побоялся разочароваться и потерять вдохновение. Город на расстоянии давал силы, поддерживал, наполнял мысли и чувства образами, появлялся в картинах и рисунках.
Шагаловских мест в Витебске не мало. Улица Покровская, бывшая Большая Покровская, на которой родился и жил художник. Она начинается возле памятника, установленного в 1992 году в честь самого известного горожанина. Мимо этих зданий он ходил каждый день, рассматривал их с чердака родительского дома, рисовал, зарисовывал и помнил долгие годы. В доме, где жили его родители, размещается музей, рассказывающий о раннем этапе жизни Шагала: детстве, учёбе, знакомстве с первой женой. Отсюда он уезжал на учёбу в Петербург. Сюда он возвращался после учёбы в Париже, где он получил признание и славу.
На здании на углу улиц Ленина и Замковой мемориальная табличка. В доме, стоявшем на этом месте, 40 лет, до 1937 года, жил, работал, преподавал Юдэль Пэн. В его мастерской юный Мовше Шагал несколько месяцев постигал азы изобразительного искусства. В здании напротив до революции размещался суд. Теперь там – Художественный музей. Одна из постоянных экспозиций посвящена творчеству человека, который сначала учил Марка Шагала, а потом преподавал в училище, ставшем детищем его ученика.
Возле Западной Двины, на улице Марка Шагала, до 2016 года бывшей улицей Правды, под номером 5а стоит двухэтажное здание, в реконструкцию которого много вложили городские власти. История особняка, как и семь раз переименованной улицы интересна. До революции это – дом банкира Вишняка, построенный владельцем для себя в 1913 году. В архивах сохранилось описание очень современной резиденции богатого человека с ватерклозетом, душем, батареями. После революции здание было национализировано вместе со всей обстановкой.
В начале 1919 года Марк Захарович открыл здесь народное художественное училище, какое-то время даже был его директором. До этого подобных заведений на территории Беларуси не было. Тут преподавали многие известные белорусские мастера. После отъезда Шагала директором училища стал Малевич. В этом учебном заведении Казимир Северинович разработал свою программу обучения художников, создал УНОВИС. Через четыре года училище переехало. После реконструкции в феврале 1918 года здесь начал действовать Музей истории Витебского народного художественного училища. По фотографиям восстановили комнаты, которые занимали Малевич и Шагал, мастерскую Лисицкого.
На улице Суворова сохранились здания, которые после революции украшал плакатами и транспорантами комиссар искусств Шагал. Когда работали над фильмом «Шагал-Малевич», здесь воссоздавали по открыткам старый город для некоторых сцен, снимали парижский «Улей». Даже картины по эскизам мастера авангарда и за него в фильме рисовал местный художник Александр Вышка.
Если по улице Суворова дойти до улицы Советской, вдоль берега пройти до «дворца губернатора, военного кладбища и памятника 1812 году, можно увидеть красное здание. Такое же, как на картине «Влюблённые над городом». Это Арт-центр Марка Шагала. Экспозиция меняется раз в три месяца, работы представлены в разных техниках.

Читайте также:  Срочно! Эвакуация в Минск из Гоа на приватном самолете

Картины Марка Шагала.

Необычное красное здание построено в конце 19 века. Тогда тут жил со своей семьёй первый владелец, слесарь Ленгенфельд. После революции постройка была поделена на коммунальные квартиры. В войну чудом уцелела. В 1991 году сюда въехал музей Марка Шагала.
В восьмидесятых годах, когда впервые велись разговоры о создании музея, было много тех, кто считал: затея обойдётся очень дорого. Этого не случилось. Практически все рисунки, гравюры на дереве и на металле, литографии, акватины носят на паспарту указание: дар. Дарили дочь художника Ида и его внучки, люди, которые знали Шагала за границей. Генрих Мандель, более сорока лет коллекционировавший всё, что связано с Шагалом, лично переписывавшийся и даже встречавшийся с художником, поддерживавший связь с его семьей после смерти кумира, всю свою огромную коллекцию завещал городу, который всю жизнь воспевал Марк Захарович.
Первая выставка в этих стенах прошла с работами, собраными по всему тогда ещё Советскому Союзу. Сейчас в коллекции около трёхсот графических работ художника, есть серии иллюстраций к «Библии», «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя, цикл литографий «12 колен Израиля». Первую «свою» картину музей получил в дар от мэра Нинберга, вместе с земляками вложившего огромные средства в то, чтобы музей в Витебске появился. Так коллекция началась с последней картины мастера: «К иному миру».
Два этажа небольшого здания отведены под то, чтобы вернуть городу имя знаменитого земляка. Литографии с оригинальных картин на стенах, графика, эскизы, в том числе к росписи плафона Парижской оперы, витрины с раритетными книгами, которые он иллюстрировал. Улочки Витебска и Парижа, мужчины и женщины, цирковые выступления, мифы и легенды окружают огромную фотографию автора.
Одно из помещений на втором этаже отведено портретам самого Шагала. Однажды художник Эрнст Гюнтер Хансинг вместе с женой во время отпуска зашёл в ресторан. Там уже обедал Марк Захарович, с которым ему довелось познакомиться раньше. Хансинг делал наброски на почтовом конверте – единственной бумаге, которая оказалась у него под рукой. Позже он сделал на основе три цветные и четыре чёрно-белые литографии, в которых легко проследить мимику мэтра. И подарил их музею к юбилею человека, которым он восхищался.

admin

Comments are closed.